Интервью Посла России С.В.Осадчего греко-кипрской газете «Пондики» (12.04.2019)
Посольство Российской Федерации в Республике Кипр
(357) 22-774622, 22-772141
(357) 22-772142
/
ru en

Интервью Посла России С.В.Осадчего греко-кипрской газете «Пондики» (12.04.2019)

1. Большое число российских граждан проживает и работает на Кипре, а также много российских туристов посещают нашу страну в туристических целях. Считаете ли Вы, что подобным тесным отношениям угрожает настойчивое навязывание Западом позиции относительно принятия мер против России?

У Российской Федерации с Республикой Кипр сложились по-настоящему добрые, дружественные отношения. Убеждены, что у них хорошие перспективы. Весомый вклад в упрочение дружбы и доверия между двумя народами вносят наши соотечественники – как посещающие ваш гостеприимный остров в туристических целях, так и постоянно проживающие на Кипре. Ценим благожелательное отношение кипрских властей к российским гражданам.

Вместе с тем очевидно, что раскрученная Евросоюзом под давлением США санкционная спираль нанесла серьезный урон, прежде всего, торгово-экономическим связям между нашими государствами. Мы признательны руководству Кипра, выступающему за скорейшую нормализацию российско-есовских отношений.

В Москве надеются, что в Евросоюзе преодолеют инерцию мышления, найдут в себе силы отказаться от выстраивания российской политики по принципу «наименьшего общего знаменателя» – перестанут идти на поводу у немногочисленной, но агрессивной группы стран-русофобов, которые разыгрывают антироссийскую карту для решения узкокорыстных задач.

2. Как Ваша страна боролась с экономическим кризисом на Кипре в 2013 г. и «стрижкой» депозитов росграждан в кипрских банках?

Финансово-экономический кризис на Кипре в 2013 г. стал серьезным испытанием для наших стран. Он нанес ощутимый удар не только по экономике Кипра, но и по многочисленным функционирующим на острове российским компаниям и гражданам, которые держали свои многомиллиардные вклады в местных банках. В результате событий 6-летней давности они столкнулись со значительными потерями, прежде всего из-за невозможности вернуть средства, «застрявшие» в кипрских кредитных учреждениях. Большая часть этих денег была безвозвратно утеряна или существенно обесценилась в результате известной «стрижки» депозитов.

Многие говорят о содействии острову со стороны международных кредиторов в рамках программы восстановления экономики Кипра, порой забывая, что Россия со своей стороны также внесла важный вклад в преодоление вашей страной последствий кризиса. Напомню, что летом 2013 года был подписан Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о предоставлении государственного финансового кредита Правительству Республики Кипр от 23 декабря 2011 г. Согласно этому документу, Москва предоставила отсрочку Никосии по выплатам выданного в 2011 г. кредита в размере 2,5 млрд. евро до 2018 года, а также снижение процентной ставки с 4,5 до по сути символических 2,5%. Таким образом, в самые трудные для Кипра послекризисные годы экономика вашей страны не была обременена этим российским долгом.

Не следуют забывать и то, что экономический хаос на острове не привел к оттоку наших капиталов. Инвесторы из России сохранили доверие к острову и продолжили здесь свою активность. Уверен, что вклад наших деловых кругов, в том числе через реализацию в посткризисные годы на острове многочисленных бизнес-проектов, содействовал экономическому росту на Кипре. Свою лепту внесли и российские отдыхающие, принеся доходы в одну из базовых кипрских отраслей – сферу туризма. Число наших туристов с 2013 г. выросло почти на 200 тысяч, достигнув ежегодной отметки в 800 тысяч в 2017 и 2018 гг.    

3. Кипрские граждане, благосклонно настроенных к России, задаются вопросом, почему российские компании не выразили интерес к участию в исследованиях, осуществляемых в ИЭЗ Кипра. Как Вы это прокомментируете?

4. Как Ваша страна оценивает выстраивание Кипром сотрудничества с соседними странами в Восточном Средиземноморье для поиска углеводородов?

Позвольте напомнить, что российские компании лет десять назад принимали участие в тендере на проведение исследовательских работ в ИЭЗ Кипра и даже выиграли конкурс, но были отстранены от участия в конкретной работе. В настоящий момент конкуренция на местном энергетическом рынке весьма велика – не везде же работать Газпрому. Мы не считаем, что успешные действия иностранных компаний могут как-то навредить позициям России. Диверсификация поставок голубого топлива – это нормально, если она не мотивирована надуманными политическими соображениями и экономически целесообразна.

Мы наблюдаем за развитием энергетических программ различных стран в Восточном Средиземноморье. Исходим из того, что бурения могут осуществляться любым государством в пределах собственной исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и в соответствии с нормами международного права. Вышесказанное относится в полной мере и к Кипру. Республика Кипр является признанным мировым сообществом государством и, в соответствии с нормами международного права, обладает суверенными правами на свою ИЭЗ. Надеемся, что обеим общинам удастся договориться о справедливом распределении доходов от эксплуатации углеводородного сырья между всеми жителями острова.

Что касается нашего двустороннего взаимодействия в области энергетики, то в соответствии с решениями и рекомендациями заседаний Межправительственной российско-кипрской комиссии по экономическому сотрудничеству профильные российские и кипрские министерства и организации активно изучают такие перспективные направления партнерства, как повышение энергоэффективности, активное использование возобновляемых источников энергии, «зеленых» технологий.

5. Вызывает ли у вас обеспокоенность попытка США закрепить свое присутствие в регионе посредством участия в 3-сторонних механизмах сотрудничества, выстроенных Кипром с соседними государствами?

Кипр – суверенное государство, проводящее самостоятельную внешнюю политику. Развитие регионального сотрудничества, на наш взгляд, лишь укрепляет стабильность и безопасность стран средиземноморского бассейна. Мы это только приветствуем.

Очень хочется надеяться, что цели Вашингтона совпадают с вышеупомянутыми благородными задачами. Вместе с тем не могут не беспокоить высказывания ряда американских политиков, утверждающих, что большая вовлеченность США в дела Восточного Средиземноморья необходима для «противодействия возросшему влиянию России в регионе». Не думаю, что привнесение подобного конфронтационного фактора отвечает интересам стран-участников трехсторонних форматов взаимодействия. Считаем, что Кипр с учетом его геостратегического положения будет и дальше играть важную стабилизирующую роль в Восточном Средиземноморье.

6. Мы видим, что достаточное количество стран обращаются к Республике Кипр с просьбой предоставить льготы/ сделать послабления в пользовании морской и авиационной инфраструктурой. Россия выразила свою заинтересованность в получении подобных льгот и, если да, какой ответ был получен?

Да, мы знаем о договоренностях Кипра с рядом стран-членов ЕС о возможности использования оборонной инфраструктуры острова, прежде всего, в целях т.н. «кризисной эвакуации» своих граждан из турбулентного региона Ближнего Востока. Между нашими странами также ведутся переговоры о взаимодействии в проведении гуманитарных операций  при возникновении кризисных ситуаций.

Москва и Анкара углубляют и военное сотрудничество. Однако оно не направлено против кого-либо. Речь идет о закупке в России противовоздушных комплексов С-400, которые являются чисто оборонительной системой. Как вы знаете, в свое время и Кипр предпринял шаги по приобретению подобных систем в России, но затем передал их Греции. 

7. Каким образом тесные отношения России с Турцией влияют на позицию Правительства России по кипрскому урегулированию?

Наша многолетняя позиция в поддержку нахождения компромисса по объединению острова в интересах обеих общин на базе двухзональной и двуобщинной Федерации на основе соответствующих резолюций ООН изменений не претерпела. Полагаем, наши контакты с Анкарой на руку киприотам, т.к. позволяют российской стороне доводить эту принципиальную позицию непосредственно до турецкого руководства.

8. Важным аспектом решения кипрского вопроса является система гарантий. Россия была бы согласна участвовать в механизме гарантий решения?

Россия, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, продолжает отстаивать необходимость достижения справедливого решения кипрского вопроса. Исходим из того, что внутрикипрские аспекты урегулирования – прерогатива самих сторон. Поддержим то решение, которое будет найдено киприотами с учетом законных интересов обеих кипрских общин. Считаем неприемлемыми любые попытки навязывания извне готовых решений и искусственных временных графиков.

Не приемлем подверстывание ооновского содействия и мандата ВСООНК под искусственные показатели продвижения переговоров. В условиях нерешенности кипрского вопроса выступаем за сохранение базовых параметров мандата миротворцев. Считаем важным аспектом урегулирования постепенную демилитаризацию острова.

Россия убеждена, что система внешних гарантий является анахронизмом. Никосии, которая является полноправным и самостоятельным игроком на международной арене, не нужны гарантии в нынешнем виде. Полагаем, что если будет нужно, то они могут быть преобразованы в комплекс гарантий СБ ООН. Разумеется, для этого необходимо договориться между всеми заинтересованными сторонами.

Ведь в конечном итоге любая конфигурация должна быть утверждена соответствующей резолюцией СБ ООН. Исходим из того, что для этого необходимо участие всех постоянных членов СБ ООН в обсуждении внешних аспектов урегулирования, в т.ч. в формате международной конференции по Кипру. Россия к этому готова. Совет безопасности ООН - единственная на данный момент общепризнанная легитимная структура, ответственная за поддержание глобального мира и безопасности.