РЕСПУБЛИКА КИПР

Республика Кипр – государство на одноименном острове в восточной части Средиземного моря.

Территория острова представляет собой равнину, лежащую между двумя горными массивами – Троодос и Пендадактилос. Площадь – 9251 кв.км. По величине Кипр – третий остров в Средиземном море после Сицилии и Сардинии. Максимальное расстояние от западного побережья (мыс Арнаути) до восточного (мыс Андреас) – 230 км, с севера на юг - 96 км.

Население – около 1,2 млн.чел., из которых 796,9 тыс. (по данным на конец 2008 г.) проживают на территории, контролируемой правительством Республики Кипр, и около 400 тыс.чел. (согласно последним заявлениям турок-киприотов) – на территории т.н. «Турецкой республики северного Кипра» («ТРСК»). Греки составляют 77,8% населения Республики Кипр, турки – 10,5%, армяне и представители других национальностей – 11,7%.

Язык и религия – Официальные языки – греческий и турецкий; широко распространен английский язык. Официальные религии – православное христианство и ислам.

Столица – Никосия, насчитывающая в греческой части (вместе с пригородами) свыше 307,1 тыс.чел. и в турецкой – около 30 тыс. чел. Основные города – Лимассол, Ларнака, Пафос. Города Фамагуста, Кирения, Морфу находятся на территории, контролируемой турецкими войсками.

Денежная единица – евро (с января 2008 г. заменил кипрский фунт).

Национальный праздник – День независимости. Отмечается 1 октября и только на контролируемой правительством Республики Кипр территории острова.

Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость 16 августа 1960 г., юридическим оформлением которой явились принятые в том же году «Договор об учреждении», «Договор о гарантиях» и «Договор о союзе». Основой для данных документов послужили навязанные киприотам Цюрихско-лондонские соглашения 1959 г., значительно ограничивающие суверенитет республики. По этим соглашениям Великобритания, Греция и Турция являются гарантами «независимости, территориальной целостности и безопасности» Кипра, что дает этим государствам возможность вмешательства в его внутренние дела. Кроме того, Греция и Турция получили право держать на острове свои военные контингенты – соответственно 950 и 650 чел. Англия сохранила на Кипре под своим полным суверенитетом территорию площадью 99 кв.миль, на которой расположены две крупные военные базы – Декелия и Акротири, а также обеспечила себе право использовать другие «небольшие участки» и инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов. Помимо этих баз имеется еще несколько других военных объектов и сооружений Великобритании и США.

В июле 1974 г. кипрской реакцией при поддержке афинской военной хунты, проводившей курс на «энозис» (присоединение острова к Греции), на Кипре была предпринята попытка государственного переворота. Турция в качестве страны-гаранта использовала это как повод для высадки 20 июля 1974 г. своих войск на остров под предлогом восстановления конституционного порядка и защиты турок-киприотов.

В результате этих событий турецкие войска оккупировали около 37% территории острова, что привело к его фактическому расколу на две обособленные части, сохраняющемуся до настоящего времени. Была дезорганизована экономика страны, полностью нарушены связи между общинами. Около 160 тыс. греков-киприотов стали внутренне перемещенными лицами. В 1974-75 гг. состоялся «обмен» населением: турки-киприоты практически полностью переселились на оккупированную турецкими войсками часть Кипра, а греки-киприоты – на юг острова (в настоящее время на контролируемой турко-кипрской администрацией территории проживает несколько сотен греков-киприотов).

С 1975 г. Генеральный секретарь ООН осуществляет возложенную на него Советом Безопасности миссию «добрых услуг» по Кипру, имеющую целью оказание содействия греческой и турецкой общинам острова в интересах договорного урегулирования кипрской проблемы.

Результатом его усилий явились встречи и соглашения между лидерами греко- и турко-кипрской общин острова архиепископом Макариосом и Р.Денкташем в 1977 г. и С.Киприану и Р.Денкташем в 1979 г., которые определили формат будущего урегулирования кипрской проблемы – двузональная двухобщинная федерация. Особенностью достигнутых договоренностей является то, что они до сих пор остаются единственной согласованной позицией сторон и нашли поддержку как в самих общинах, так и у международного сообщества.

Внутренние и международные усилия, предпринятые со времени соглашений 1977 и 1979 гг., (межобщинные переговоры, которые шли параллельно с усилиями ООН на данном направлении, проводились в 1980–1983 гг., 1984–1986 гг., 1988 – 90 гг., 1990 – 1993 гг., 1997 г., 1999 – 2000 гг.) в результате взаимно исключающих позиций сторон потерпели целый ряд неудач.

Значительной вехой в истории кипрского урегулирования явился «план» Генерального секретаря ООН К.Аннана, разработка и увязка позиций сторон по которому проходили в 2002 – 2004 гг. Этот документ, созданный на основе предыдущих предложений ООН и включавший в себя тысячи страниц проектов федеральных законов, международных соглашений и договоров, представлял собой наиболее детальную и всеобъемлющую попытку организации продвинуть урегулирование. 26 апреля 2004 г. в обеих частях Кипра одновременно прошел референдум по вопросу принятия «плана Аннана», в ходе которого 65% турок-киприотов проголосовало за его реализацию, а 75% греков-киприотов – против, тем самым отвергнув данный проект урегулирования.

С избранием на пост президента Республики Кипр Д.Христофиаса в кипрском урегулировании наметились позитивные сдвиги. 21 марта 2008 г. состоялась его встреча с лидером турок-киприотв М.А.Талатом, в ходе которой была достигнута договоренность о запуске деятельности рабочих групп и технических комитетов по различным аспектам кипрского урегулирования. С сентября 2008 г. по август 2009 г. проходил первый этап межобщинных переговоров под эгидой ООН с целью урегулирования кипрской проблемы, в ходе которого рассматривались, главным образом, основные вопросы государственного управления будущего объединенного кипрского государства, а также другие аспекты урегулирования. Второй этап переговоров стартовал 10 сентября 2009 г. и продолжается по настоящее время.

По конституции 1960 г. государственный строй Кипра определен как президентская республика. Главой государства является президент, грек-киприот, а его заместителем – вице-президент, турок-киприот, избираемые каждый раздельно своей общиной путем прямого, всеобщего и тайного голосования сроком на 5 лет. Президент и вице-президент осуществляют исполнительную власть в республике через формируемый ими Совет министров (правительство). В 1963 г. в знак протеста против попыток реализации предложенных тогдашним президентом Кипра архиепископом Макариосом изменений некоторых положений конституции турки-киприоты покинули все органы государственного управления и с тех пор не участвуют в их работе.

В настоящее время правительство состоит из 11 министров, представляющих исключительно греческую общину (по конституции: 7 представителей греческой и 3 – турецкой общины). Президент председательствует на заседаниях Совета министров. 24 февраля 2008 г. Президентом Республики Кипр избран Димитрис Христофиас (1946 г.р.).

Законодательная власть осуществляется Палатой представителей, состоящей в настоящее время из 56 греков-киприотов (за турками-киприотами зарезервировано 24 депутатских места), избираемых путем раздельного, прямого, всеобщего и тайного голосования на пятилетний срок. Председателем Палаты представителей является глава Демократической партии М.Кароян (избран 6 марта 2008 г.).

6 июня 2009 г. в Республике Кипр состоялись выборы в Европарламент, депутатами которого (6 мест) стали Т.Хаджигеоргиу и К.Триандафилидис (АКЭЛ), И.Касулидис и Э.Теохарус (Демократический сбор), А.Пападопулу(Демократическая партия) и К.Маврониколас(блок «За Европу»).

Вооруженные силы. Национальная гвардия греческой общины – около 13 тыс.чел. (с 18 марта 2009 г. командующий – генерал-лейтенант П.Цаликидис), силы безопасности турецкой общины – около 3,5 тыс. чел. На Кипре дислоцированы также иностранные войска: оккупационный корпус Турции – около 43 тыс.чел., контингенты Греции и Турции, предусмотренные Цюрихско-лодонскими соглашениями, отдельный пехотный полк греческой армии (ок. 3 тыс.чел.), английский военный персонал на базах (около 4,5 тыс.чел.) и находящиеся там военные специалисты США (до 60 чел.).

В соответствии с резолюцией 186 СБ ООН от 4 марта 1964 г. на Кипре находятся вооруженные силы ООН (ВСООНК), мандат которых регулярно продлевается Советом Безопасности. Численность ВСООНК с октября 2008 г. составляет 922 чел. (в равной мере уменьшилось военное присутствие всех стран-поставщиков контингентов во ВСООНК – Аргентины, Австрии, Великобритании, Венгрии, Канады, Словакии, Финляндии, Хорватии), в т.ч. 853 военнослужащих и 69 гражданских полицейских (Австралия, Ирландия, Непал, Нидерланды). Главнокомандующим ВСООНК с 3 апреля 2008 г. является перуанский контр-адмирал М.Ч.Санчес Дебернарди.

Основные политические партии:

Прогрессивная партия трудового народа Кипра (АКЭЛ) – создана в апреле 1941 г., является преемницей Коммунистической партии Кипра (1926 г.). В январе 2009 г. генеральным секретарем АКЭЛ избран А.Киприану (сменил на этом посту действующего президента Республики Кипр Д.Христофиаса). АКЭЛ пользуется значительным влиянием, в своей деятельности опирается на массовые демократические организации. На парламентских выборах 21 мая 2006 г. АКЭЛ получила 31,13% голосов и 18 мест в парламенте.

Демократический сбор (ДС) – партия основана в июле 1976 г. на базе ранее существовавшей Единой партии национально мыслящих. Пользуется поддержкой крупных деловых кругов, зажиточного крестьянства, консервативно настроенной интеллигенции. ДС располагает 18 местами в Палате представителей (30,34% на парламентских выборах 2006 г.). Председатель партии – Н.Анастасиадис.

Демократическая партия (ДП) – основана в июле 1976 г. Председатель партии – нынешний глава Палаты представителей М.Кароян (избран в
октябре 2006 г.). На парламентских выборах ДП получила 17,92% голосов, по ее спискам прошло 11 депутатов.

Движение социал-демократов (ЭДЕК) –является продолжателем основанной в 1969 г. Социалистической партии Единый демократический союз центра (ЭДЕК). В феврале 2000 г. к нему присоединилось малочисленное Движение за реорганизацию центра КИСОС. Председатель – Я.Омиру. На парламентских выборах 2006 г. по спискам партии было избрано 5 депутатов (8,91% голосов).

Европейская партия – была основана 3 июля 2005 г. и включила в себя партию Новые горизонты. Председателем Европейской партии является Д.Силлурис. В ходе последних выборов по спискам партии было избрано 3 депутата (5,75% голосов).

Движение экологов – защитников окружающей среды – молодая партия, впервые проявившая себя на выборах 2001 г., проведя своего председателя Г.Пердикиса в парламент. В 2006 г. движение повторило свой успех, набрав 1,95% голосов избирателей и проведя одного депутата в Палату представителей.

Наиболее крупными общественными организациями в контролируемой правительством части страны являются: профсоюзные – Всекипрская федерация труда (ПЭО), Конфедерация рабочих Кипра (СЭК), Демократическая федерация труда Кипра (ДЕОК); молодежные – Единая демократическая организация молодежи (ЭДОН), Молодежь Демократического сбора (НЕДИСИ), Молодежь Демократической партии (НЕДИК), Социал-демократическая молодежь (НЕОС); женские – Всекипрская федерация женских организаций (ПОГО).

Экономика. Локомотивом экономики Республики Кипр является сфера услуг (в первую очередь туризм, а также банковские услуги), которая составляет основу ВВП (свыше 70%). На промышленность приходится менее 20%, сельское хозяйство – 3,9% ВВП страны. Ведущими отраслями промышленности являются строительная, пищевая, фармацевтическая, швейная, горнодобывающая. В сельском хозяйстве наиболее развиты виноградарство, овощеводство и садоводство. Главные зерновые культуры – ячмень, пшеница. Достаточно развито животноводство. Правительство Кипра в мае 2006 г. подтвердило наличие достаточно солидных запасов углеводородного сырья на континентальном шельфе в исключительной экономической зоне Республики Кипр, а в феврале 2007 г. был объявлен тендер на их доразведку и промышленную разработку. Второй раунд тендера планируется запустить в 2010 г.

Стратегической целью кипрского руководства в области экономики является превращение Кипра в торговый, финансовый, туристический центр Восточного Средиземноморья, а также привлечение на остров высоких технологий и создание регионального центра услуг в этой области.

Годовой доход на душу населения составляет 93% среднеевропейского уровня, что является лучшим показателем среди 10 стран, вступивших в ЕС в 2004 г.

В 2009 г. рост ВВП составил менее 3%, а в денежном выражении он достиг 17,25 млрд.евро (16,87 млрд.евро в 2008 г.). Последствия финансового кризиса и падение количества приехавших на Кипр туристов вылились в наличие дефицита бюджета в размере 3%(бюджет 2008 г. был исполнен с профицитом в 1%). Уровень безработицы достиг рекордной за более чем 30 лет цифры в 5,4% (в 2008 г. – 3,2%). При этом инфляция в 2009 г. составила 0,3% - один из самых низких показателей в истории Республики Кипр (2008 г. – 4,4%).

Ощутимо снизился торговый дефицит, составивший по итогам 11 месяцев 2009 г. 4,27 млрд.евро (2008 г. – 5,8 млрд.евро). Главными торговыми партнерами Республики Кипр являются страны ЕС (Великобритания, Греция, Италия, Германия).

Внутриполитическое положение. 24 февраля 2008 г. в ходе второго тура президентских выборов в Республике Кипр победу одержал Генеральный секретарь АКЭЛ Д.Христофиас, получивший поддержку ДП, ЭДЕК, Движения экологов и ряда других малых партий и набравший 53,37% голосов избирателей. 28 февраля 2008 г. был объявлен новый состав правительства. Представители партии АКЭЛ заняли пять министерских постов, Демпартии – четыре (в том числе министра иностранных дел), ЭДЕК – два. В феврале
2010 г. руководство ЭДЕК, выражая несогласие по поводу линии президента Д.Христофиаса на межобщинных переговорах, заявило о выходе из правительственной коалиции и отставке обоих министров – членов движения (в настоящий момент данные посты занимают лица, не являющиеся членами каких-либо политических партий или движений).

Внешняя политика. Приоритетным направлением внешнеполитической активности правительства Президента Д.Христофиаса остается кипрское урегулирование, обеспечение необходимых внешних условий для его продвижения. Руководство страны высказывается за всемерное повышение эффективности и демократизацию ООН, более динамичное подключение ее потенциала к усилиям по укреплению мира и международной безопасности.

С 1 мая 2004 г. является полноправным членом Европейского союза.
1 сентября 2004 г. киприоты вступили в Европол. 1 января 2008 г. Республика Кипр стала участником Европейского валютного союза.

Кипр – участник ОБСЕ, входит в Совет Европы, является членом Содружества, участвует в МБРР, МВФ. В связи с вступлением в ЕС Совет министров страны 19 мая 2004 г. принял решение о выходе из Движения неприсоединения.

Кипрское руководство поддерживает регулярные, традиционно тесные контакты с Грецией. С 1993 г. реализуется не получившая официального оформления доктрина «единого оборонного пространства» Греции и Кипра, предусматривающая совместные усилия двух стран в области обороны.

Важное место в своей внешней политике кипрское правительство отводит развитию и укреплению отношений с арабскими странами и Израилем, а также проведению средиземноморской политики ЕС.

Турко-кипрская община. 13 февраля 1975 г. на оккупированной северной части острова была провозглашена «Турецкая федеративная республика Кипр», которая 15 ноября 1983 г. была «преобразована» в т.н. «Турецкую республику северного Кипра» («ТРСК»). Это самопровозглашенное «государство» не признано международным сообществом, за исключением Турции. Совет Безопасности ООН в резолюциях 541 от 18 ноября 1983 г. и 550 от 11 мая 1984 г. решительно осудил эту сепаратистскую акцию.

Руководство турко-кипрской общины при поддержке Анкары предприняло меры по юридическому оформлению «ТРСК». В 1985 г. состоялись первые «президентские» и «парламентские» выборы. С мая 1985 г. по апрель 2005 г. пост «президента ТРСК» бессменно занимал известный турко-кипрский политик Р.Денкташ, националист и ярый сторонник независимости «ТРСК». С апреля 2005 по апрель 2010 г. данный «пост» оставался за бывшим генеральным председателем Республиканской турецкой партии (РТП) М.А.Талатом. 19 апреля 2010 г. победу на «президентских выборах» в турко-кипрской общине завоевал бывший «премьер-министр ТРСК» Д.Эроглу. «Законодательная власть» принадлежит «меджлису», нынешний состав которого избран 19 апреля 2009 г. Председатель «меджлиса» - Х.Бозер (депутат от Партии национального единства (ПНЕ). По итогам «парламентских» выборов в апреле 2009 г. большинство мест в «меджлисе» получила ПНЕ. Пост «премьер-министра» занимает представитель ПНЕ И.Кючук.

С 1985 г. «ТРСК» и Турция проводят активную линию на укрепление своих связей. В 1990 г. подписаны декларация о сотрудничестве и поддержке в политической и экономической областях и «согласованный документ», предусматривающий, в частности, отмену паспортного контроля. 20 июля 1997 г. Анкара и «ТРСК» в совместной декларации заявили о мерах по экономической и финансовой интеграции и частичной интеграции в областях обороны, внешней политики и безопасности. В 2002 г. заключены соглашение о сотрудничестве в области береговой охраны, по вопросам морского судоходства, воздушного сообщения и соглашение о сотрудничестве при проведении поисково-спасательных работ. На «граждан» «ТРСК» распространены равные с правами граждан Турции права на проживание, работу, приобретение собственности и образование. 8 августа 2003 г. подписано т.н. «рамочное соглашение о таможенном союзе» «ТРСК» и Турции.

Экономическое положение турко-кипрского «государства» в 2009 г. продолжало ухудшаться. Стагнационные процессы, начавшиеся в экономике «ТРСК» еще в 2007 г., вкупе с разразившимся мировым финансовым кризисом привели к ее общему спаду.

Основной статьей дохода бюджета «ТРСК» остается финансовая помощь из Анкары, которая в 2009 г. превысила 800 млн.долл.США. Доходы от туризма в 2009 г. составили около 400 млн.долл.США. Свою лепту в бюджет «ТРСК» вносят посещающие север острова греки-киприоты, а также прибыль от продаж турко-кипрских товаров на «юг» острова (торговля через «зеленую линию»). Немалый доход приносят турко-кипрские университеты, в которых обучаются более 43 тыс. студентов (из них 28 тыс. – граждане Турции и свыше 3 тыс. – представители других государств).

ВВП в 2009 г. составил 3,6 млрд.долл.США (в 2008 г. -
3,3 млрд.долл.США), продемонстрировав тем самым рост в текущих ценах. Однако в действительности объем ВВП снизился примерно на 6,1% в сравнении с 2008 г. Инфляция составила 5,7% (2008 г. – 16%). Бюджет «ТРСК» в 2009 г. составил около 1,6 млрд.долл.США (2008 г. –
2 млрд.долл.США).

Объем импорта за 11 месяцев 2009 г. достиг 1,083 млрд.долл.США
(2008 г. – 1,6 млрд.долл.США), экспорта – 58,8 млн.долл.США (2008 г. –
81 млн.долл.США). Главным торговым партнером «ТРСК» является Турция – 68% импорта и 57% экспорта, далее идут страны Европы, Дальнего и Ближнего Востока. Основные статьи импорта – транспортные средства, топливо, строительное железо, одежда, промышленные машины и механизмы, мебель. В экспорте лидируют цитрусовые, молочные продукты, одежда и металлолом.

Внутриполитическое положение. Основными политическими партиями общины являются ПНЕ – 24 места в «парламенте», Республиканская турецкая партия (генеральный председатель – Ф.С.Сойер) – 15 мест, Демократическая партия (председатель – С.Денкташ) – 5 мест, Партия социальной демократии (создана в 2007 г. в результате слияния Движения за мир и демократию и Партии социального освобождения) – 2 места, Партия свободы и реформ (лидер – Т.Авджи) – 2 места.

В «правительстве» все 10 «министерских» постов, предусмотренных «конституцией ТРСК», принадлежат ПНЕ.

Внешние связи. Приоритетом «внешнеполитической» деятельности «президента» Д.Эроглу остается всестороннее развитие отношений с Западом и евроструктурами.

Нынешнее руководство «ТРСК» предпринимает массированные усилия для обеспечения снятия т.н. «изоляции» севера Кипра и пытается добиться от ЕС соответствующих решений. Такой курс активно поддерживается некоторыми ведущими странами Евросоюза, главным образом Великобританией.

В рамках «двусторонних отношений» наиболее активно развиваются контакты «ТРСК» с США, Великобританией, ведущими странами Евросоюза. Интенсифицируются связи с Организацией Исламская конференция, а также ее отдельными участниками. В ОИК «ТРСК» имеет статус наблюдателя, именуясь «турко-кипрским государством».

Свою «внешнеполитическую» деятельность руководство «ТРСК» осуществляет в тесном контакте с МИД Турции и турецкими посольствами. Активно работают и турко-кипрские представительства в Азербайджане, Бельгии, Великобритании, Израиле, Италии, Катаре, Корее, ОАЭ, Пакистане и США (в Вашингтоне и Нью-Йорке).